DIRE STRAITS: братья по оружию



Автор • Июль 12th, 2010 • Раздел: Статьи
Альбом “Brothers In Arms” группы Дайр Стрейтс     в Великобритании был признан лучшим альбомом 1985 года и сегодня имеет тираж около 30 миллионов копий. О том, как записывался этот альбом, рассказывает продюсер и звукорежиссёр Нейл Дорфсман.
 
Нейл Дорфсман (Neil Dorfsman) звукорежиссер, продюсер
 
Нейл Дорфсман (Neil Dorfsman, на фото в наши дни) не был музыкантом, но с юных лет интересовался звукозаписью. Житель Нью-Йорка, в 1975 году он в поисках работы на рекорд-лейблах разослал 125 резюме. Откликнулась студия Electric Lady, которая предложила ему должность ассистента звукорежиссёра в ночные смены. Наставником Дорфсмана стал звукорежиссёр Эдди Крамер (Eddie Kramer). Вместе они записывали Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), Боба Марли (Bob Marley), Бонни Тайлер (Bonnie Tyler), Боба Дилана (Bob Dylan) и многих других исполнителей. Внимание лидера группы Dire Straits Марка Нопфлера Дорфсман привлёк в 1981 году своей работой над альбомом “Wanderlust” джазового виброфониста Майка Мэйньери (Mike Mainieri). Дорфсман работал с Нопфлером на альбоме Dire Straits “Love Over Gold” (1982г) и над саундтреком к фильму “Local Hero” (1983г).
 
 
Дорфсман: «Я думаю, Марк Нопфлер был на таком этапе своей карьеры, когда начал искать что-то, выходящее за рамки прямолинейной рок-музыки. Он всегда интересовался самыми разными вещами. Я помню, что он изучал джаз и помню целый лес различных гитар у него дома. Для меня было открытием то, как он расширял свои творческие горизонты. Он любил джаз и всё, что тогда происходило в музыке Нью-Йорка».
 
В 1984 году Нейл Дорфсман ушёл из студии Electric Lady в «свободное плавание». Марк Нопфлер пригласил его поработать в качестве звукорежиссёра и со-продюсера над очередным альбомом Dire Straits.
 
В составе Dire Straits в тот момент выступали Марк Нопфлер (Mark Knopfler, гитары, вокал), бас-гитарист Джон Айлсли (John Illsley), ударник Терри Уильямс (Terry Williams), клавишники Алан Кларк (Alan Clark—рояль и орган Hammond B3) и новичок в группе Гай Флетчер (Guy Fletcher—синтезаторы Yamaha DX1, Roland и синклавир), игравший до этого в Roxy Music. У группы уже было четыре студийных альбома, высокие места в хит-парадах и две номинации на «Грэмми».
 
Dire Straits – Romeo & Juliet (1980):

 
Несмотря на джаз-роковое влияние в предыдущем альбоме Dire Straits (“Love Over Gold”), альбом “Brothers In Arms”—запись которого началась в ноябре 1984 года в студии AIR Montserrat—вцелом выдержан в более традиционном рóковом ключе. К началу сессий звукозаписи весь материал альбома уже был сочинён Марком Нопфлером и отрепетирован группой. Дорфсман вспоминает, что группа сыграла ему «живьём» почти готовый альбом.
 
Дорфсман много слышал об отличной акустике студии Montserrat и давно хотел в ней поработать. Но он был ошеломлён, когда увидел, насколько она крошечная—6 на 7,5 метров. Выполнить звукоизоляцию всех инструментов группы в таком небольшом помещении было сложно. Пришлось идти на разные хитрости.
 
 
Реклама от www.ra-vek.ru отличное решение – качественная наружная реклама, большой опыт и интересные цены.
 
Дорфсман привык снимать звук несколькими микрофонами—одним ближним и одним-двумя дальними и работать в больших помещениях. Однако в таком крошечном пространстве это было невозможно. Для гитарных комбиков пришлось ставить звукопоглощающие экраны (baffles). Ударную установку поставили в углу «лицом» к контрольной комнате. Звук снимался микрофонами Sennheiser-MD421 на томах, Electrovoice-RE20 и AKG-D12 на «бочке», Shure-SM57 и AKG-C451 на малом барабане, AKG-451 на хай-хэте, и Neumann-U87 в качестве  какого-то подобия общего микрофона.
 
Студийный рояль находился в небольшой звукоизолированной каморке и снимался микрофонами AKG-C414. Устройство Leslie от органа Hammond тоже пришлось вынести за пределы основного помещения, хотя и это не дало полной его звукоизоляции. Так же поступили и с басовым комбиком. Звук с него записывался микрофоном Neumann-FET47 и одновременно «в линию». Звук с двух гитарных комбо-усилителей снимался микрофонами Shure-57, AKG-451 и Neumann U67. Для синтезаторов Гая Флетчера места не осталось, их установили в контрольной комнате рядом с пультом.
 
Дорфсман говорит, что в те времена он не был склонен к экспериментам со звуком: «Я работал так, как привык. Если я, допустим, использовал на том-томах микрофоны AKG-421, то знал, что нужно будет при сведении приподнять на 5-6 дБ полосу в районе 10кГц, и это даст нужный результат».
 
С другой стороны, отказ от экспериментов в процессе записи позволял ему работать быстро и экономить дорогое студийное время.
Нопфлер всегда стремился к наилучшему качеству звучания и к использованию самых передовых технологий. В те годы шёл переход с аналоговых систем записи звука на цифровые. Поэтому альбом решили записывать сразу «в цифру» на только что разработанный 24-дорожечный рекордер фирмы Sony. Дорфсман уже имел дело с «цифрой»: в 1983 году он записывал Боба Дилана на 16-битное цифровое оборудование.
Дорфсман вспоминает это как один большой кошмар: «Вы не могли делать с этой записью ничего! Никакой редакции. Только записывать. Конвертирование было ужасным, все цифровые погрешности сразу же прослушивались».
 
Иное дело было с новым рекордером Sony. С ним было легко и удобно работать.
 
Дорфсман: «Мне никогда особенно не нравилось аналоговое звучание и то, как магнитофонная плёнка искажает звук. Мне никогда не нравились потери на высоких частотах. Хотя многим людям нравится аналоговое звучание, но не мне. И когда меня спрашивают: Как ты делал альбом Brothers In Arms сразу «в цифре»?”, я отвечаю:”Да точно так же, как «в аналоге», только мне при этом не пришлось беспокоиться о том, что исчезнут самые высокие частоты”».
 
Основные треки всех песен альбома были записаны без особых проблем. Но уже во время записи Дорфсману не понравились партии ударных. Сперва Нопфлер не придал этому значения, но когда они вдвоём затем прослушивали все записанные дубли, то он оказался в полной растерянности. Проблема заключалась в том, что манера игры Терри Уильямса совершенно не соответствовала материалу альбома. Уильямс играл жёстко и очень «прямолинейно», как принято в традиционном гитарном рок-н-ролле. Песни альбома требовали более сложных полиритмичных партий ударных. Поэтому Дорфсман и Нопфлер приняли решение полностью перезаписать партии барабанов во всех песнях. Дорфсман понимал, что Терри Уильямс—постоянный участник Dire Straits (хотя и с небольшим стажем) и решать его судьбу вправе только лидер группы. Нопфлер некоторое время находился в раздумьях. В итоге с Уильямсом обошлись довольно жёстко—ему сказали, что его партии в альбом не войдут, даже если не будут перезаписаны другим исполнителем, купили ему билет на самолёт и отправили домой.
 
Дорфсман (слева) и Нопфлер, Нейл Дорфсман (Neil Dorfsman), Дайр Стрейтс,
 
 
На фото: Дорфсман (слева) и Нопфлер.
 
В тот момент Дорфсман считал, что альбом всё ещё звучит, как сырая демозапись. Так, по его мнению, в песне “Ride Across The River” требовалась партия барабанов в стиле рэггей, а в “Your Latest Trick” нужно было добавить немного джаза. Уильямс не мог это сыграть при всём своём желании.
 
Весь проект оказался под угрозой срыва. Другого барабанщика под рукой не было. Рассматривались разные кандидатуры—ударник группы Roxy Music Энди Ньюмарк (Andy Newmark) или джазовый барабанщик Питер Эрскин (Peter Erskine). Но в итоге на выручку призвали американца Омара Хакима (Omar Hakim). Он был известен более как джаз-роковый музыкант и имел высочайшую репутацию. Хакима срочно вызвали из Нью-Йорка, он за два с половиной дня перезаписал все партии ударных. В студии в это время находились лишь Нопфлер, Хаким и Дорфсман. Остальные музыканты получили неожиданные выходные. К счастью, Омар Хаким спас альбом.
 
Но всё же кое-что от Терри Уильямса вошло в окончательную редакцию. Это первые такты ударных в песне “Money For Nothing”. Первоначально песня начиналась гитарным риффом и затем вступали клавиши Гая Флетчера. Было решено сделать более развёрнутое вступление. Здесь-то и пригодились треки, записанные Уильямсом. Тем не менее, основную партию ударных взяли всё же из треков Омара Хакима.
 
Нужно отметить, что внимание слушателей в песне “Money For Nothing” всегда привлекала гитара Марка Нопфлера. В этой песне он играл пальцами без медиатора на гитаре Les Paul Junior через комбик Laney. Нопфлер и Дорфсман пытались добиться гитарного звучания группы ZZTop. Дорфсман вспоминает, что они вместе с ассистентом Роном Ивом (Ron Eve) расставляли микрофоны: один поставили перед комбиком, второй просто положили где-то рядом, а Нопфлер с гитарой в этот момент находился возле пульта. Нопфлер начал наигрывать свою партию—и это был тот самый звук! Гитару записали моментально, с одного-двух дублей. Позже Нопфлер и Дорфсман пытались воспроизвести этот гитарный саунд с тем же комбиком, гитарой и микрофонами, но это им ни разу не удалось. Дорфсман: «Каждый раз получалась какая-то плоская караоке-версия». Он и сам позже не мог объяснить, как они в записи добились этого звука.
 
бас-гитарист  Джон Айлсли и Нейл Дорфсман за стеклом контрольной комнаты студии Montserrat, 1984г.
 
На фото: бас-гитарист  Джон Айлсли и Нейл Дорфсман за стеклом контрольной комнаты студии Montserrat, 1984г.
 
В песню “Money For Nothing” свой вклад внёс Стинг, приятель Марка Нопфлера. Идея пригласить Стинга принадлежит Дорфсману. Стинг в это время записывал альбом со своей тогдашней группой Police и приехал в городок Montserrat отдохнуть пару дней. Он спел в песне дополнительную партию вокала. Вокал Стинга записывали микрофоном Telefunken-251 для большей яркости на высоких частотах. Нопфлер пел в микрофон Neumann-U47.  Дорфсман вспоминает, что Нопфлер в те годы очень много курил, и даже во время записи своего вокала стоял у микрофона с зажженной сигаретой в руке. Стинг также выступил соавтором песни: мелодия на словах “I want my MTV” точно повторяет песню Стинга "Don't Stand So Close to Me” времён группы Police.
 
Dire Straits, “Money For Nothing”:

 
Кроме Стинга и Омара Хакима в альбоме участвовало ещё девять сессионных музыкантов.
 
Песни второй части альбома и заключительная баллада “Brothers In Arms” были написаны Нопфлером под впечатлением от тогдашней партизанской войны в Сальвадоре и Никарагуа местных повстанцев против проамериканских правительств этих стран. Название песни и альбома «Братья по оружию» родилось из фразы, которую об этих событиях произнёс отец Нопфлера. Альбомная версия песни длится 6 минут 55 секунд, существуют укороченные студийные версии (6:05 и 4:55) и более поздняя удлиненная концертная версия с дополнительным соло на слайд гитаре (8:55).
 
Будущий хит “Walk Of Life” музыканты сперва хотели убрать из альбома, но по настоянию Дорфсмана всё же включили в диск.
 
Dire Straits, “Walk Of Life”:

 
Запись альбома “Brothers In Arms” в студии Montserrat заняла около трёх месяцев. Ещё пару недель потребовалось на сведение в нью-йоркской студии Power Station. Дорфсман и Нопфлер пережили неприятные моменты, когда при сведении вдруг пропали партии саксофона, записанные Майклом Брекером (Michael Brecker). К счастью, специалисты фирмы Sony  каким-то чудом сумели извлечь эти треки из цифровых глубин 24-дорожечного рекордера. При сведении песни “Money For Nothing” ничего особенного не делали. Дорфсман: «Я добавил немного реверберации во вступлении, основной гитарный рифф оставил «сухим», немного хоруса и delay там и сям, и продублировал вокал Марка. Времени особенно не было—группа готовилась к концертам».
 
Окончательный мастеринг выполнялся в лондонской студии Air. Дорфсман хотел воспользоваться новейшими в то время мониторами Yamaha NS10, но найти их в Лондоне оказалось невозможно. Пришлось выполнять мастеринг на мониторах Auratones.
 
Альбом “Brothers In Arms” появился в продаже 13 мая 1985 года. Это был один из первых рок-альбомов, выпущенных в новом тогда формате CD-аудио. На обложке диска помещена фотография раритетной гитары Style 0 Resonator фирмы National, выпускавшейся в 1930-41 годах.
Альбом “Brothers In Arms” занял первые места хит-парадов США, Великобритании и ещё двадцати стран. Всего в американских чартах Billboard побывали семь песен с альбома. Всемирный успех альбома был полной неожиданностью для группы и Нейла Дорфсмана. Песня “Money For Nothing” получила «Грэмми» в номинации «лучшее рок-исполнение группы или дуэта с вокалом», а сборник видеоклипов с песнями альбома получил «Грэмми» в номинации «лучшее видео».  Дорфсман получил за эту работу «Грэмми» в категории «лучшая звукорежиссёрская работа неклассической музыки».
 
В 1991 году Dire Straits записали свой последний студийный альбом, после чего Марк Нопфлер полностью сосредоточился на сольной карьере. Общий тираж альбомов Dire Straits сегодня составляет более 120 миллионов экземпляров.
 
В последующие годы Нейл Дорфсман работал с Тиной Тёрнер (Tina Turner), Стингом, Полом Маккартни (Paul McCartney), Бьорк (Björk), Билли Айдолом (Billy Idol), Рэнди Ньюманом (Randy Newman), Ричи Сэмбора (Richie Sambora) и многими другими музыкантами.
 
Dire Straits, “Brothers In Arms”:

Вы можете читать наш журнал об электронной музыке по RSS каналу, получать наши новые заметки на ваш e-mail, или покопайтесь на карте сайта - там все рецензии и статьи по разделам в алфавитном порядке.



Ещё записи по теме



Tags: , , , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.