Кейт Буш: внутренний удар



Автор • Апр 4th, 2010 • Раздел: Статьи
Альбом “Kick Inside” стал удачным дебютом не только для начинающей вокалистки Кейт Буш, но и для молодого звукорежиссёра Джона Келли. Келли рассказывает об этой работе.
 
Англичанка Кейт Буш (Kate Bush, полное имя Catherine Bush) родилась в  1958 году в музыкальной семье. Её мать была исполнительницей кельтских танцев, отец был пианистом, один старший брат занимался изготовлением музыкальных инструментов, а второй был поэтом и фотографом. В возрасте 11 лет Кейт начала учиться игре на скрипке, фортепиано и церковном органе. Тогда же она стала сочинять песни – и музыку, и слова.
 
К 16 годам Кейт написала уже около пятидесяти песен. Семья помогла ей сделать демо-записи, эти магнитофонные плёнки раздали друзьям и знакомым. Одна из записей попала другу семьи Рикки Хопперу (Ricky Hopper). Хоппер передал плёнку своему приятелю, Дэвиду Гилмору (David Gilmour). Гилмор, гитарист-вокалист Pink Floyd, помог талантливой вокалистке сделать более качественные демо-записи, которые спродюсировал и записал его коллега, профессиональный композитор и аранжировщик Эндрю Пауэлл (Andrew Powell). Пауэлл делал аранжировки для Pink Floyd, Клиффа Ричарда (Cliff Richard), Донована (Donovan), The Hollies, Kansas и The Alan Parson’s Project, работал с Лондонским Филармоническим Оркестром и оркестром Би-Би-Си. Перезаписанные демо Гилмор передал в лейбл EMI и убедил компанию заключить контракт с юным дарованием. В середине 1970-х Pink Floyd были одним из самых коммерчески успешных проектов международного лейбла EMI, и к мнению Гилмора не могли не прислушаться.
 
Контракт был подписан, но лейбл не сразу взял Кейт «в оборот». Сперва её заставили  выступать с концертами в барах и маленьких клубах и одновременно заниматься с педагогами вокалом и хореографией. Её хореограф ранее обучал Дэвида Боуи (David Bowie). Необычное для тогдашней Британии дело: в своих песнях Кейт могла петь о гомосексуалистах и сексуальных проблемах, самоубийстве, черпать вдохновение в фильмах ужасов – это будет заметно в её первых видеоклипах. Её музыкальный стиль невозможно определить одним словом, это сплав арт-рока, психоделии, авангарда и поп- и рок-музыки. В этот период она сочинила около двухсот песен.
Лишь через два года, летом 1977 года началась запись её первого альбома.
 
Занятия хореографией и репетиции песен первого альбома:

Альбом Кейт Буш “Kick Inside”  стал дебютной работой для звукорежиссёра Джона Келли (Jon Kelly). К тому времени Келли отработал два года ассистентом в лондонской студии Air, его наставником был знаменитый звукорежиссёр Джефф Эмерек (Geoff Emerick), работавший ещё с The Beatles.
 
Продюсером альбома стал Эндрю Пауэлл. Запись проходила в просторной студии № 2 Air и в студии №1, где записывали струнные. Аккомпанировали сессионные музыканты. Всё записывалось на 24-канальный пульт Neve и 24-канальные магнитофоны.
 
 
 
на фото: Джон Келли (Jon Kelly) в наши дни.
 
Келли: «Будучи учеником, Джеффа Эмерека, в своих первых расстановках микрофонов я просто копировал его. Так на ударных он любил Cole 4038 в качестве «микрофонов воздуха», я до сих пор делаю так же, в то время на малом барабане мы использовали AKG-D19 – ему нравилась акцентированная динамика малого барабана, и D19 давал чёткость, тогда как «оверхэды» давали общий объём. На томах мы ставили D19, Sennheiser или Shure. На бочку обычно D12, D20 и иногда Neumann-FET47.
 
Я не припомню, чтобы мы с Джеффом ставили «микрофоны комнаты», потому что до середины 1970-х всё записывалось достаточно «сухо». Это был саунд Westlake/Eastlake, когда человек играет на тарелках, но они не звенят слишком сильно. Джефф очень заботился о микрофонах. Он обычно говорил: «Микрофон – это как линза в объективе кинокамеры. Представь себе, что снимаешь кино».
 
Имея опыт работы со многими звукорежиссёрами студии Air, про Джеффа я могу сказать, что он отличался тем, что на барабанах он использовал самые дешёвые динамические микрофоны, тогда как другие – Билл Прайс (Bill Price), например – использовали КМ86 на малом барабане, U86 и U87 на «оверхэдах», гораздо более качественные конденсаторные микрофоны. Джефф мог поставить старый динамический микрофон и потом поправить звук эквалайзером».
 
Несмотря на некоторый опыт, Келли сперва чувствовал себя не очень уверенно. Но его выручили опытный продюсер и студийные музыканты. Сама Кейт Буш была полна энтузиазма и здорового любопытства. Она сама играла на рояле Bösendorfer.
 
Бас-гитара записывалась одновременно «в линию» и через директ-бокс Susan Blue и «кабинет» Marshall в микрофон Neumann-FET47. Акустическая гитара записывалась через микрофон Neumann U87, так же как рояль и вокал Кейт Буш. Келли говорит, что до сих пор является «фанатом» микрофонов Neumann U87.
 
В “Wuthering Heights” наложением записали арпеджио челесты – с этим инструментом Келли ещё не приходилось иметь дело. Челесту записали двумя ленточными микрофонами Cole, установленными позади инструмента.
 

 
 
На схеме: расположение в студии ритм-секции и запись струнных.
 
Струнную группу – восемь первых скрипок, шесть вторых, шесть альтов и шесть виолончелей – а так же три французских рожка записали в другом помещении студии Air.
 
Келли: «Это была огромная комната, вдвое больше, чем студия 2. Она могла вместить от шестидесяти до семидесяти музыкантов, там были высокие потолки и прекрасный звук. Там всё звучало отлично. На первые скрипки я поставил пару Neumann U87, то же самое на вторые скрипки, альты, французские рожки и «оверхеды» — можете назвать меня «мистер 87». И FET47 на виолончели. Я старался использовать много микрофонов, насколько позволяла студия 1, она звучала отлично, и могло казаться, что чем больше микрофонов вы используете, тем полнее будет саунд, но их фазы могли взаимодействовать и могла потеряться вибрация звука».
 
Соло-гитара Яна Брэйнсона (Ian Bairnson) – инструмент Les Paul – записывалась с комбо Marshall 4 x 12 двумя микрофонами …правильно, Neumann-U87: одним близким и вторым с расстояния около полутора метров. Несмотря на то, что в микрофоны попадали звуки с соседних инструментов, никто не пытался добиться их полной изоляции. Для Келли и Пауэлла главное было в качественной игре музыкантов и в нужном настроении.
 
Kate Bush – “Them Heavy People” (1978):
 

 
Всего в записи альбома участвовало больше десятка музыкантов, а сам Эндрю Пауэлл играл на синтезаторах и электропиано. За день могли записать аккомпанементы для двух-трёх песен и не удивительно, что весь альбом был сделан за полтора месяца.
 
Кейт вникала во все детали, прикладывала голову к каждому микрофону, чтобы проверить, какой звук в него попадает. Это забавляло всех музыкантов и продюсера. Келли: «Вы могли выгнать Кейт из студии только если у вас были дикие собаки или гранатомёт. Она жила этим, впитывала всё, всему училась». Кейт Буш хотела иметь полный контроль над всем процессом, она была хитра, умна и проницательна. Вместе с тем, с ней было очень легко работать.
 
Келли: «Кейт всегда пела «живьём», это была просто фантастика, но позже она могла захотеть отредактировать вокал. В песне “Wuthering Heights” она имитировала безумную колдунью с йоркширских торфяных болот, это было очень театрально. Это было гипнотическое исполнение, она вкладывала своё сердце во всё, что делала, невозможно было сказать ей «ты можешь сделать лучше»».
 
Кейт Буш переписала вокал начисто, она пела в микрофон Neumann-U67. Этот микрофон, по мнению Келли, подчёркивал чёткость вокала. Вокал записывался за два-три дубля.
 
Сведение альбома выполняли в студии №3 того же комплекса Air. Келли говорит, что многие артисты не любят присутствовать при сведении: вместо того, чтобы слушать результат, они всё внимание уделяют перемещениям фейдеров.
 
 Келли потратил субботу и воскресенье на сведение первых двух песен – “L'Amour Looks Something Like You” и “Moving”, но в 11 вечера в воскресенье ему позвонил Пауэлл и сказал, что лейблу срочно нужна ещё одна песня. Келли: «Забудьте об отдыхе. Им для полного комплекта нужна была “Wuthering Heights”». Сводить песню начали около полуночи. Кейт всё время была рядом, ободряя присутствующих.
 
Песню свели к шести утра. Келли вспоминает, что «…это был очень «прямолинейный» микс, из эффектов – только эхо-задержки EMT140». Но талант Кейт Буш так замечателен, что «…может сиять даже из мусорного ведра».
 
Из трёх готовых песен для первого сингла по настоянию Кейт лейбл выбрал именно “Wuthering Heights”, хотя сперва в компании хотели чего-то более рóкового.
 
Kate Bush – “Wuthering Heights” (1978),  №1 в Великобритании и Австралии:
 

 
Альбом “Kick Inside” появился в продаже 17 февраля 1978 года, в тот момент Кейт Буш было всего девятнадцать лет. Он поднялся на третью строчку британского хит-парада и дал несколько удачных синглов. Удивительное дело: дизайн обложки вышел в шести (!) вариантах – разные упаковки для Великобритании, США, Югославии, Канады, Японии и …Уругвая. Уругвайский вариант сейчас является самым редким, недавно на аукционе ebay.com  одна из уругвайских обложек альбома была продана за 400$. В самой Британии альбом затем переиздавался в разных обложках.
 
 
На фото слева направо: самая распространённая британская обложка диска, первоначальный неудачный вариант и американская обложка.
 
Джон Келли записывал второй альбом Кейт Буш, а позже сотрудничал с Полом Маккартни (Paul McCartney), Крисом Ри (Chris Rea), Тори Эймос (Tori Amos), группами Damned, Deacon Blue, New Model Army, Prefab Sprout и многими менее известными исполнителями.
Эндрю Пауэлл впоследствии в качестве композитора-аранжировщика работал со многими телеканалами и киностудиями, дирижировал оркестрами Берлина, Гонконга, Лос-Анжелеса, Сиднея, Мюнхена.
 
Kate Bush – “Rubberband Girl” (1993):
 
 

 
Кейт Буш очень редко выступает с концертами и никогда не ездит в гастрольные туры. Она не любит «звездить» на телевидении и в газетах, но очень серьёзно занимается видеоклипами. В день запуска телеканала MTV клип Кейт Буш на песню "The Man with the Child in His Eyes” показали на нём 55 раз. Кейт Буш три раза номинировалась на «Грэмми». С 1978 по 2005 год у неё вышло восемь достаточно успешных альбомов, в их записи принимали участие Питер Гэбриэл (Peter Gabriel), Эрик Клэптон (Eric Clapton), Джефф Бек (Jeff Beck), Дэвид Гилмор (David Gilmour), Гэри Брукер (Gary Brooker), Принс (Prince), Лол Крим (Lol Crème) – эти люди не работают с кем попало.
 
Kate Bush – “Prologue” (2005г):
 

Вы можете читать наш журнал об электронной музыке по RSS каналу, получать наши новые заметки на ваш e-mail, или покопайтесь на карте сайта - там все рецензии и статьи по разделам в алфавитном порядке.



Ещё записи по теме



Tags: , , , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.