Стили электронной музыки



Автор • Июль 16th, 2008 • Раздел: Энциклопедия

Практически вся существующая на сегодня?ний день музыка может по праву называться «электронной», потому что она создается при помощи воспроизведения электрического сигнала – электронного звука. Современные меломаны имеют «маркетинговое» представление об электронной музыке, и зачисляют в данную категорию исключительно то музыкальное творчество, при создании которого использовались специальные инструменты – синтезаторы, сэмплеры, компьютеры и, наконец, драм-ма?ины.

В электронном музыкальном инструменте синтезаторе имеются генераторы звуковых волн. ?звестно три типа синтезатора: клави?ный – выполнен в виде корпуса с клавиатурой, синтезаторный модуль – отдельный корпус, управление инструментом осуществляется посредством MIDI-клавиатуры и рабочая станция – синтезатор, в котором присутствует секвенсор (в переводе с английского языка – последовательность), аппаратное или программное устройство для записи MIDI-сообщений.

Брейккор (в англоязычной версии «breakcore») – яркий стиль электронной музыки. Сложный, высокоскоростной звук и предельно плотный звук ориентирован на брейкбит. Брейккор объединяет в себе следующие жанры электронной музыки: «jungle», «hardcore», «techno» и «IDM». Немецкую группу «Bass Terror Crew» принято считать главным основоположником музыкального стиля электронной музыки breakcore. В 1993-1994 годах, выступая на вечеринках, «Bass Terror Crew» начали ставить более тяжелые версии брейкбит пластинок.

Жанр электронной музыки «jungle» представляет собой удачное слияние баса из регги и ускоренного брейкбита из хип-хопа. Первыми звездами «drum and bass» (второе название jungle) стали диджеи Fabio, Grooverider, Andy C, Roni Size, DJ SS, Brockie, Mickey Finn, Kenny Ken, Goldie и другие. По сути, отсутствует всякая разница между джанглом и драм-н-бейсом. В пределах Соединенных Штатах Америки, например, получил распространение объединенный термин «JDB» – «Jungle Drum and Bass».

Обычно, «jungle» – это полностью инструментальная музыка и она считается самой тяжелой среди всего hardcore techno и состоит только из быстрой партии барабанов и глубокого баса. Как подразумевает название стиля, jungle, он же «drum and bass», имеет более очевидное влияние со стороны регги (reggae), dub и R&B, чем боль?инство направлений hardcore.

Британец Goldie по роду профессиональной деятельности является не только диджеем, но так же и великолепным актером, продюсером, музыкантом. Настоящее имя англичанина – Клиффорд Джозеф Прайс. Дата рождения – 28 декабря 1965 года. Клиффорд Прайс является владельцем известного музыкального лейбла «Metalheadz». Авторские фильмы Goldie – «Понты», «? целого мира мало», «Боль?ой ку?» и другие.

В 1995 году Клиффорд выпустил альбом «Timeless», в 1998 – «Saturn Return» и в 2006 – «Sine Tempus». Кстати, фильм Goldie «? целого мира мало» являются 19-ой частью боль?ого сериала об английском суперагенте Джеймсе Бонде. На протяжении фильма главный герой побывает в холодной России, возьмет в партнеры российского мафиози Валентина Жуковского, который в конце картины спасет жизнь Бонду, а сам погибнет от руки женщины – Электры. Так же, суперагент вернет деньги английскому бизнесмену Роберту Кингу. Бюджет киноленты – 135 миллионов долларов США, а ее длительность – около двух часов.

Стиль Breakcore часто путают со стилем Drill’n’bass, поэтому хотелось бы остановиться на некоторых моментах этих направлений электронной музыки, оба они довольно энергичные, скоростные и ломаные по своей структуре. Вскоре после того, как британские techno, ambient techno музыканты, такие как Aphex Twin и Squarepusher стали заниматься стилем drum’n’bass в середине 90-х, они многое в нем, естественно, изменили «под себя», внесли свои черты, принес?ие популярность и стилю и самим музыкантам и музыкальным продюсерам.

В результате Drill’n’bass, недалекая форма breakbeat jungle, которая базировалась главным образом на мощном компьютерном звуке и кропотливом программировании, – превратила старые стили midtempo beats and breaks в сумас?ед?ую экспериментальную нарезку электронной музыки, обращающей на себя кучу внимания. Начиная с середины 1995г., можно упомянуть некоторые, заслуживающие этого, знаменитые пластинки мэтров этих стилей музыки: Aphex Twin (Hangable Auto Bulb), Luke Vibert – Plug project (Plug 1) и Squarepusher (Conumber).

В следующем годы манера drill’n’bass завоевал признание, вы?ли полные версии вы?еуказанных альбомов. Особенно нужно пометить Plug’s Drum’n’bass for Papa и дебютный альбом Squarepusher – Feed Me Weird Things. После этого стиль оказался на волне успеха, появилась группа музыкантов, играющих в этом стиле, такие как Animals on Wheels, Amon Tobin, Mung, and Plasmalamp.

Стиль электронной музыки Drill’n’bass пере?ел в основательный андеграунд к 1998г.. что впрочем никого не удивило, хотя сейчас с каждым годом число поклонников его в России, например, наоборот увеличивается.

Следующий элемент после стиля «брейккор» и «дрил энд баса» – жанр электронной музыки «hardcore». Еще в середине девяностых годов «хардкор» возник одновременно в нескольких городах, таких как Роттердам, Нью-Йорк, Ньюкасл, а так же получил ?ирокое распространение в Австралии. Стиль электронной музыки «hardcore» характеризуется боль?им количеством ударов в минуту, то есть быстрым темпом (от ста ?естидесяти до трехсот), а так же использованием искаженных и индустриальных звуков и сэмплов.

Сэмплер – специальное устройство, которое может записать абсолютно любой звук, а затем воспроизвести его, для чего от человека потребуется нажатие определенной клави?и на подключенной к семплеру MIDI-клавиатуре. ?зобретение схоже с принципом работы хоро?о знакомого каждому меломану магнитофона, единственное отличие – носителем музыкальной информации является вовсе не лента, а компьютерная RAM-память. Ранее магнитофон так же использовался для подобных целей.

Существует множество направлений музыкального стиля электронной музыки «hardcore», кроме того, ежегодно появляются все новые. В период бурного развития «хардкора» – середина девяностых годов было записано множество треков, характеризующихся пианинными роллами и «свежими» басовыми линиями. Такое творчество так же насыщенно классическими женскими голосами, стандартными «тусовочными» звуками и относится к направлению «Old School» (в переводе с английского языка «Старая Школа»).

В Голландии (город Роттердам) в конце 1990-х годов боль?ой популярностью пользовалось направление «хардкора» – «terrorcore», представляющий собой сочетание стра?ных, злых и ужасных звуков, создающих атмосферу «Террора». «Самым обычным» и стандартным является «Industrial Hardcore», при создании музыкального творчества данного жанра используются типичные для «хардкора» индустриальные элементы.

Одним из самых быстрых поджанров «хардкора» является «Frenchcore» (темп 180-250 бит в минуту). Американский музыкант Ричард Мелвилл Холл всемирно известный под псевдонимом «Moby» выпустил самый быстрый сингл за всю историю популярной музыки, трек «Thousand» был записан на скорости в одну тысячу бит в минуту! Ричард родился в городе Дарьен, относящемся к ?тату Коннектикут. Боль?ая часть записей, идущих под лейблом «Moby» являются его личными авторскими произведениями. Работает во многих жанрах помимо электронной музыки, например, рок, панк, поп-мьюзик.

В заключение о музыкальном стиле «брейккор» стоит сказать, что на начальном этапе его развития, музыка подобного рода создавалась на де?евых компьютерах с использованием «ворованного» программного обеспечения. Снижение цен на компьютеры в этот период времени стало одним из главных толчков к развитию «брейккора». Сегодня музыкальный стиль прочно обосновался в столицах Германии и Великобритании, в городах Ренн, Гент, а так же на Среднем Западе Соединенных Штатов Америки.

?звестный и ?ироко используемый электронный прибор, при помощи которого создаются музыкальные перкуссионные музыкальные элементы – «лупы» называется драм-ма?иной. Классическими устройствами данного рода являются модели «TR-808» и «TR-909» производства компании «Roland». Драм-ма?ина Roland TR-808 была одним из первых подобных устройств. Звуки, которые производятся моделью «TR-808» ?ироко используются в различных жанрах электронной танцевальной музыки. Чаще всего Roland TR-808 используется при продюссировании музыкальных композиций в стиле «dram and bass», «hip-hop», «house» и «electro».

Установка способна синтезировать очень глубокий звук бас-барабана. ?нтересен и такой факт, что более новая 909-ая версия драм-ма?ины серии «TR» от компании «Roland» стоит намного де?евле и пользуется значительно мень?ей популярностью среди музыкантов. Аналоговые схемы в «Roland TR-808» в каждом таком устройстве незначительно отличаются друг от друга.

Следующий жанр электронной музыки, о котором пойдет речь в данной статье – «эмбиент». Его название принято читать именно так, и все же в переводе с английского языка слово «эмбиент» означает – «окружающее» или «обволакивающее». Как и «брейккор» жанр «эмбиент» включает в себя элементы от множества других музыкальных стилей – классического и старого джаза, рока, рэгги, нойза и так далее.

Первым человеком, который ввел данный термин в теорию музыки принято считать Брайана ?но. Дело в том, что один из альбомов Брайана ?но носил название «эмбиент» (ambient), который включал первые треки, написанные в данном стиле. Первые произведения, относящиеся к стилю электронной музыки «эмбиент» начали появляться еще в семидесятых годах двадцатого столетия. По сложив?ейся легенде Брайан ?но лежал на больничной койке, в то время как с улицы доносились различные ?умы и звуки – в них слух профессионального музыканта «почувствовал» некую закономерность и мелодичность.

?дею использования ?умов для создания музыкальных произведений мы можем видеть еще в произведениях 1917 года футуриста из ?талии – Луиджи Руссоло. Чуть мень?е века назад эта выдающаяся личность стала автором манифеста «?сскуство ?умов». В своем произведении он старался, как можно ярче отразить «победную сферу электричества» и призывал записывать на пленку «дух» аэропланов, поездов, автомобилей океанских лайнеров, крупных заводов, военных флотов и прочее.

?звестно две «разновидности» жанра «эмбиент» – классический и электронный. Как понятно из названия, в первом случае для создания музыки диджеи используют (в частности и Брайан ?но) всевозможные окружающие нас звуки, а так же игру на акустических инструментах. Электронный «эмбиент» же включает в себя отдаленные голоса, отсутствие ритма, тихий звук и другое. Не смотря на боль?ую популярность электронного «эмбиента», современные исполнители прибегают и к «старым методам», например «The Orb».

Джэф Тоун – музыкальный продюсер, который в 2002 году в одном в журнале, предназначенном для меломанов, «New Age Voice Magazine», опубликовал список двадцати пяти луч?их, по его мнению, альбомов в стиле «эмбиент» за все время его существования. В данный перечень попали упомянутые вы?е «The Orb», а так же Deuter, Эрик Сати, Wally Badarou, KLF, Biosphere, Autechre, Steve Roach, Пит Нэмлук, Роберт Рич, конечно же, Брайан ?но и многие другие исполнители и команды.

Музыка «нойз», элемент «эмбиента», на редкость болезненная и неприятная для человеческого слуха. Нельзя сказать точно, корректно ли называть ?умы (в английской версии noises) чем-то музыкальным. В обыденном понимании музыкантов, ?ум – это что-то нежелательное типа звука падающего записывающего оборудования. Такие непредвиденные вещи, как правило, удаляются из музыкального трека. Некоторые музыканты остроумно заявляют, что ?ум для них – это современная поп-музыка.

Выделяют «industrial noises». Его официальной датой рождения принято считать 1976 год. В то время участники банды «Throbbing Gristle» собрались вместе и приступили к созданию поп-музыки с применением ?умовых элементов. В то время как панк-рок провозгла?ает отказ от существующей власти, то «индастриал», в свою очередь, отвергает подобные ценности, по его идеологии все люди изначально находятся под контролем средств массового производства и массовой информации.

Самой мерзкой и противной музыкой современности очень часто называют творчество японского «нойз» проекта «Merzbow». Треки этой банды на самом деле невыносимо слу?ать для неподготовленного слу?ателя. Все произведения под маркой «Merzbow» принадлежат японскому музыканту Масами Акита. ?менно этот человек – автор хаотических и бесструктурных композиций.

Удивительно, но еще в 1988 году группа из Страны Восходящего солнца приезжала с концертом в Советский Союз! В городе Хабаровске публика не поняла подобного творчества и попросила группу «Merzbow» сыграть что-нибудь другое, хотя бы чуть-чуть вписывающееся в рамки определения «музыка».

«Intelligent Dance Music» (IDM) – еще один стиль электронной музыки, о котором пойдет речь в данной статье. В «IDM» работает великое множество современных музыкантов и музыкальных коллективов. Самые известные из них – Aphex Twin и Autechre, а так же Venetian Snares (став?ий известным после его релизов на рекорд лейбле Майка Парадинаса «Planet Mu»).

К категории «IDM» зачастую причисляют именно ту электронную музыку, которая не вписывается в существующие стили. Название говорит нам о многом – это, прежде всего, как раз таки, вопреки названию, в основном, нетанцевальная музыка. Слово «Intelligent» – свидетельство того, что творчество, а-ля «IDM» – это необычная электронная музыка, со своей композиционной сложностью, уникальным подходом и прочими отличительными характеристиками. Выделяют легкие и тяжелые, классические и приджангловые формы «IDM».

В тяжелых композициях зачастую применяется перегруженный бит (120-140 bpm). Легкие композиции – это красивые электронные мелодии. В данной форме «IDM» работают известные Aphex Twin и Orbital. Несмотря на частые попытки переименовать стиль (рекорд лейбл Warp предлагал термин “electronic listening music” , а Aphex Twin остановился на “braindance”), стиль IDM оставался реальным способом для фанатов данного стиля электронной музыки высказать свои обычно сбивчивые, трудно описуемые и не совсем традиционные музыкальные предпочтения.

«Глитч» (glitch) так же является нетрадиционным стилем электронной музыки. ?меет общие черты с «нойзом» и «эмбиентом». В данном случае это запись и дальней?ее использование импульсных помех, звуков специально созданных сбоев и неполадок у музыкального оборудования.

По мере того, как компьютерная музыка неторопливо вытесняла обычный аналоговый подход к созданию музыки в стиле electronic music, палитра возможных звуков вскоре приобрела огромные размеры, – а это стало причиной появления стилей clicks + cuts в конце 90-х годов. Практически ни один музыкант боль?е не ограничивался последовательной партией барабанов, синтезаторов и сэмплами, а использовал все вообразимые звуки, охватывая сверхъестественные цифровые навороты, щелчки, эффекты, звуки, записанные с улицы и прочее.

Такие способы написания необычной музыки скоро на?ли популярность среди молодого поколения музикмейкеров и позволила им созидать свои ?едевры и альбомы в дома?них условиях, используя только компьютер и нужное программное обеспечение.

Когда в начале 90-х годов аналоговые пионеры, такие как Aphex Twin и Autechre предвидели быстрое формирование стиля electronic music, а другая немногочисленная группа пионеров во главе с Robert Hood и Basic Channel параллельно отказывалась от элементов electronica, которые стали бесцветными кли?е, – началась вторая волна компьютерной музыки, использовав?ая программное обеспечение для создания сложных композиций, похожих на творчество этих старых мастеров.

Сначала эту ориентацию возглавил идеолог немецкого techno Achim Szepanski и его группа звукозаписывающих компаний Force Inc, Mille Plateaux, Force Tracks, Ritornell. Эта взаимосвязанная фирма экспериментальных музыкантов, создавав?их интеллектуальные гибриды из experimental techno, minimalism, digital collage и noise glitch, вскоре превратилась в целое общество.

Хотя такие музыканты, как Oval, Pole и Vladislav Delay, изначально выделялись критиками из общего потока людей, но эпический сборник Mille Plateaux – Clicks & Cuts (потом последовали продолжения – сборники Clicks and Cuts part 2, part 3 и т.д.) впервые определил это движение андеграунда, покорив?ее не только боль?ое количество музыкантов, но и имеющее просторный и об?ирный спектр различных подходов при написании.

Музыканты, во?ед?ие в тот самый сборник, наряду с маленький группой visionary исполнителей из продвинутого в компьютерном смысле San Francisco Silicon Valley (Силиконовой Долины) в California (студия Cytrax), вскоре стали лидерами этого бурного движения экспериментальной clicks & cuts электронной музыки.

Затем направление clicks & cuts стало поддаваться влиянию существующих жанров, что в конце вылилось в бесконечные варианты музыки и в то, что элементы этих стилей и glitch присутствуют во многих ответвлениях электронной музыки.

Вы можете читать наш журнал об электронной музыке по RSS каналу, получать наши новые заметки на ваш e-mail, или покопайтесь на карте сайта - там все рецензии и статьи по разделам в алфавитном порядке.



Ещё записи по теме



Tags: , , , , , , , , , ,

4 comments »

  1. Оригинально, хотя и далеко не со всем могу согласиться :)

  2. Thank you for the interesting informations!

  3. Thank you

  4. А зачем такой бред писать ? Поъоже на машинный текст перевод.

Оставить комментарий

Вы должны быть зарегистрированы чтобы оставить комментарий.